Декабрь 2013

Модные дома — часть 4

23.12.2013

Поль Пуаре

Некоторые модные Дома переживают своих основателей и под маркой фирмы работают другие люди, некоторые умирают одновременно с создателями, а некоторые закрываются в результате банкротства. Так закрылся Дом Поля Пуаре.

Лейбл Дома представлял собой  вытканную черным шелком на белом атласе надпись «Поль Пуаре а Пари» и слева располагалась изображение розы. Одним из самых известных сопутствующих товаров  этой фирмы были духи «Роза Розины», разлитые в необычнейшие по дизайну флаконы. Розиной звали одну из дочерей Пуарэ.

О жизни Поля Пуаре мы уже рассказывали, но стоит повторить, что это был один из самых выдающихся модельеров прошлого и настоящего. Он отличался пылким, сангвиническим темпераментом,  изобретательностью в области рекламы и огромной одаренностью, причем, не только в своей профессии. Он оставил  замечательные мемуары, и в литературном плане и в плане памятника эпохи. Он искренне любил театр, мечтал сблизить искусство и моду и, в конце концов, эта любовь и эти мечты его разорили. Впрочем, в бедности и в забвении Поль Пуаре сохранял и вкус к жизни и достоинство.

Начало профессиональной деятельности Пуаре связано с домом Жака Дусе, который разглядел талант молодого человека. У Дусе он начал работать с 1895  года и его первая модель продалась 400 раз. В 1900  Пуаре перешел работать в дом Ворта начальником отдела пальто и проработал там по 1904 год. Ворты — сыновья , в отличие  от отца не слишком стремились к нововведениям и не ценили придуманные Пуаре модели. Широкое пальто, опередившее, как потом выяснилось, моду, Жан-Фредерик назвал «древесным клопом». Этот силуэт так и стал называться «древесный клоп». Проработав у братьев  4 года, Пуаре открыл свою фирму с капиталом 50000 франков и 8 служащими.

До первой мировой войны он держал руку на пульсе времени,  и время благоволило к нему. Он ввел в моду высокие талии а ля грес, широкие манто, яркие полнокровные  цвета, женские шальвары и ориентальные мотивы. Из-за них он ругался с Бакстом, но их спор на самом деле ровно ничего не значил, потому что оба одинаково чувствовали время и выражали его требования сходным образом.

У Пуаре одевались Режан, Мистингет, Сара Бернар, Ида Рубинштейн.

Поль Пауре был расточителем. О его костюмированных балах легенды ходят до сих пор. Он издавал  роскошные альбомы со своими моделями, которые зарисовывали лучшие иллюстраторы моды того времени Поль Ириб, Лепап. Он сотрудничал с фотографом моды Эдвардом Стейхеном и живописцем Раулем Дюфи, который разрабатывал для Дома рисунки тканей.

Поль Пуаре мечтал о комплексном подходе к созданию одежды и расценивал костюм как элемент среды. В результате он открыл школу прикладного искусства , а затем и дочернее предприятие «Ателье Мартин», где выпускались предметы убранства интерьера : подушки, декоративные ткани, ковры, кукол, керамику. По этой модели сейчас работают многие фирмы от Армани каза до Зара хом.

В 1924  году Поль Пуаре решил осчастливить парижан предметами декоративно-прикладного творчества и пустил по Сене три баржи – своего рода плавучие галереи до верху набитые продукцией  «Ателье Мартин». Но тут везение оставило Пуаре. Его затея привела его к окончательному банкротству. И дело не в том, что вещи были плохи. Просто ушло время декоративно-прикладного искусства.. Наступило время дизайна,  к которому Пуаре не имел никакой склонности. В 1927   Дом Поля Пуаре закрылся.

Но хорошее  не пропадает. Панно Рауля Дюфи ,спустя несколько десятилетий, купил неизвестный молодой человек и когда он оказался в бедственном положении  продажа панно помогла ему встать на ноги. Молодого человека звали Кристиан Диор.

В 50-е годы вдова Пуаре Дениз устроила выставку  его  работ и мир вновь открыл этого модельера. Сейчас работы Поля Пуаре составляют гордость любого музея.

Модные дома — часть 3

23.12.2013

Другие Дома

Кроме Дома Ворта в  те годы в Париже действовало немало первоклассных фирм. К ним относится основанная в 1892 году фирма мадам Исидор Пакен. На ее лейбле выткано оранжевым шелком по белому атласному фону «Прем 8. Пляс Вандом Пари» Фирме Пакен Дягилев заказал костюмы для балета «Игры» в постановке Нижинского. И, судя по фотографиям, эти костюмы  выглядят потрясающе футуристично. Они лет на 50 опережают моду. К новшествам, придуманным мадам Пакен следует отнести первый показ костюмов под музыку в 1914 году, что стало незыблемым правилом любого показа мод до сих пор. Личная связь мадам Пакен прервалась с фирмой в 1920, а в 1950 году марка была продана в Англию.

Был великолепный Дом сестер Калло – француженок русского происхождения. Из трех сестер, дочерей антиквара самой талантливой была  старшая -Мари Жербер, она и стояла во главе дела. Платья фирмы Калло отличались нежнейшей, деликатной работой, шились из китайских и японских шелков,  из золотистой ткани ламэ и отделывались серебряным, старинным кружевом .Что и следовало ожидать от дочерей антиквара. Дом сестер Калло закрылся в 1950 году. На его лейбле выткано оранжевым шелком по белому фону «Калло сёр. Пари. Нувелль марк депозэ».

В Париже действовала фирма Джона Редферна, англичанина по происхождению, по- новому взглянувшего на женскую элегантность. Он создавал одежду для спорта и путешествий из твида и шерсти. В нарядных платьях использовал орнаменты, характерные для движения «Искусств и ремесел»и преобразовывал экстремальные английские «дресс эстетик» во вполне приемлемые для парижской клиентуры платья. Редферна считают создателем женского костюма – тайера, состоящего из жакета и юбки, сшитых из одной ткани. Ему также принадлежит разработка формы Красного креста с белой косынкой ,передником и серым платьем.  Джон Редферн одевал королеву Бельгии и был поставщиком русского императорского двора. Так что в Эрмитаже должны храниться вещи этой фирмы.

Но, пожалуй, самым изысканным и авторитетным был дом Жака Дусе. На его лейбле значится очень краткая надпись «Дусе. Пари». Фирма, созданная его отцом Дусе старшим в 1815 году , при сыне стала Домом высокой моды. У него одевались  актрисы Режан,  Сара Бернар, Элеонора Дузе, Сесиль Сорель, дамы света и полусвета, такие как легендарные куртизанки Клео де Мерод, Лиана де Пужи, Каролин Отеро.

Жак Дусе рисовал, увлекался живописью, собрал великолепную коллекцию произведений искусства и еще более великолепную библиотеку по искусству и археологии, которую завещал Сорбонне. В 1928 году  фирма Дусе объединилась с фирмой Дойе, а сам Жак Дусе ушел в отставку. Он умер в 1929 году, в 1930 Дом Дусе закрылся. У Жака Дусе начинал свой творческий путь Поль Пуаре, «король», его еще называли «султан моды». И он навсегда сохранил благодарную память о седых надушенных усах, аристократических привычках, безупречном вкусе и благожелательности своего патрона.

 

Модные дома — часть 2

23.12.2013

Ворт

Профессию модельера с ее главным бонусом – вхождением в высший свет, создал Чарльз Фредерик Ворт. Именно с его легкой руки  некогда безымянный  портной , представитель сферы услуг, стал светским персонажем, знакомцем, а то и другом аристократов и хранителем тайн. Портной всегда знает то, что скрывают от других, например недостатки телосложения, а вместе с ними и другие секреты. Для  достижения такого положения надо совсем немного — сколько-то таланта и очень много везения, трудолюбия и хватки.

Трудолюбия и хватки Чарльзу Фредерику Ворту было не занимать. Но главное, он служил демону, сидящему в нем : его зовут честолюбием. О таланте Ворта судить очень трудно, поскольку викторианская эпоха, когда он работал,  была эстетически неоднозначна,  говоря вежливо.

Ворт родился в Англии в 1825 году в семье стряпчего. В 12 лет начал работать в магазине тканей, потом работал в торговой фирме, занимавшейся продажей украшений и аксессуаров. В 20 лет он приехал в Париж, как водится во всех биографиях селфмедменов, без гроша в кармане. И вот, проработав какое-то время на швейном предприятии, в 1858 году Ворт открыл собственную мастерскую, которая впоследствии стала Домом Ворта, синонимом шика и элегантности. Но прежде, чем это произошло, Ворту надо было заполучить знатную клиентуру. И он это сделал с помощью жены, которая с небывалым упорством просидела месяц в приемной герцогини Меттерних для того, чтобы продемонстрировать ей платье, сшитое мужем. Мадам Меттерних пришла от платья в восторг, и заказала точно такое же. Оно произвело фурор в свете  и, главное, понравилось императрице Марии-Евгении. Дело было сделано.

Ворт одевал всю европейскую знать, девять королев и в их числе маленькую, толстенькую королеву Викторию, а это  очень и очень трудная задача, особенно если учесть, что королева заказывала наряды инкогнито.

Ворт придумал все модные новшества XIX века. Малаховский  кринолин, который с помощью механизма складывался, и дама легко проходила в дверь или садилась в карету, он ввел в моду трен ,турнюр, корсет -кирасу Он придумал профессию манекенщицы, и первой профессиональной манекенщицей стала его жена.

В 1868 году Ворт создал «Шамбр синдикаль от кутюр» с целью защиты продукции портных от копирования и подделок и лоббирования некоторых других интересов, например, ценообразования. Ворт умер в 1870 году. Дело унаследовали его сыновья, и  Дом  Ворта  успешно действовал все первое 10-летие ХХ века. В Доме создавались платья по моде «бель эпок» и была запущена линия духов «Парфюм кутюр».

Платья Чарльза Фредерика Ворта хранятся во многих музеях мира.  Есть они и в Эрмитаже. Настолько ли они хороши, насколько знамениты? С современной дизайнерской точки зрения они напоминают мебель их формы и отделки алогичны и абсурдны. Но точно такими же алогичными и абсурдными были моды второй половины Х1Х века.  Все познается в сравнении и платья Ворта по сравнению с продукцией других, современных ему Домов действительно хороши. Они  как-то скульптурней, стройней, красивей по цвету, словом, много лучше. И слава Дома Ворта действительно неоспорима.

Модные дома — часть 1

23.12.2013

От кутюр и модный дом

Давайте поговорим о модных Домах и о том, что означает на самом деле,  волшебное слово «от кутюр», которое переводится как «высокая мода».  И тут начинается большая путаница, которая очень вредит не только профессионалам, но и всем. По-французски, а то, что это французское выражение не стоит сомневаться, «от кутюр» означает «высокое шитье», а если  точнее, «высокое ремесло шитья»  и о моде здесь  ни слова. А вот английское  выражение «хай фэшн» как раз и означает «высокую моду». И  вполне вероятно, что эта ошибка перевода связана с именем англичанина по происхождению,   первого модельера  мира Чарльза Фредерика Ворта, жившего и работавшего во Франции и основавшего «Шамбр Синдикаль от кутюр», а по-нашему «синдикат  высокой моды» в 1868 году.

Синдикат от кутюр – это самый настоящий профсоюз лучших модельеров, а сейчас по общепринятой терминологии — дизайнеров, мира. Вступить туда трудно. Во-первых ,надо быть главой салона, ателье, дизайн-студии, как это назвать – дело убеждений, зарекомендовавшей себя  в глазах мирового сообщества. В этом  швейном заведении должно работать не меньше 20 трудящихся и 3 штатных манекенщицы. Два раза в год   дизайнер должен выпускать сезонные коллекции из 25 единиц как минимум , это сейчас,  а в 80-е годы ХХ века количество доходило до 100 вещей. В каждой вещи должно присутствовать 75 % ручной работы соответствующего принятым стандартам качества. Годовой  оборот  заведения не должен быть меньше определенной Синдикатом цифры, где-то около млрд долларов. Плюс вступительный взнос. Если у вас все это есть  и ваше заведение находится в Париже – вы полноправный член синдиката, Если же ваше заведение за границей, а в остальном вы соответствуете – вы член корреспондент.

Синдикат защищает авторские права, но на самом деле никаким образом он их защитить не может. На сегодняшний день воровство достигло сумасшедших масштабов и на нем держатся такие фирмы как «Зара» «Эйчэндэм», «Манго» и все азиатские фирмы, специализирующиеся в сегменте европейского масс-маркет. Доказать что-либо в моде невозможно, и этим пользуются фирмы «горячей моды». Так что членство в синдикате это вопрос престижа, прежде всего.

Принято считать , что продукция под знаком «от кутюр» — это сплошные шедевры. Так бывает часто,  но не всегда и к «от кутюр» надо относиться со здоровым скептицизмом.75 % ручной работы при  простоте современной моды  уходят в украшательство, часто бессмысленное с художественной точки зрения: в вышивки, блестки, стразы,  перья, кружева, воланы и тому подробное. За всем этим и за небывалым мастерством, действительно высоким шитьем безымянных портных очень легко спрятать несостоятельность или усталость творческой мысли. Коллекции у любого автора могут от сезона к сезону быть лучше или хуже. Ничто человеческое модельеру не чуждо.

На сегодняшний день у Домов Высокой моды во всем мире насчитывается около 2000 клиентов. Из них постоянных 200. Состав клиентуры меняется.  Раньше это были «старые деньги» богатейших людей Европы, потом «новые деньги» американцев. Сейчас это «нефтяные деньги» арабских шейхов и еще угадайте чьи? Правильно, русских  олигархов Сердце переполняет патриотическая гордость.

Платье «от кутюр» может стоить от 16 тыс долларов и до 100, а то и больше. И очень многие современные  очень  богатые люди, например «силиконовая публика» считают , что тратить деньги на наряды по меньшей мере безнравственно, лучше заняться благотворительностью. Что остается делать Домам? Производить то, что могут купить все – аксессуары и парфюмерию: лак, тушь, туалетную воду, и , в лучшем случае, духи.