Май 2014

“Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса”

27.05.2014

Джесси Джеймс, как персонаж, начал экранизироваться с 20-х годов прошлого века. И каждый новый режиссёр пытался внести в этого персонажа что-то новое и необычное. В 2007 году Эндрю Доминик снял фильм, в котором он показал последний год жизни легендарного бандита. Название этой картины “Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса”.

Для ограбления поезда Джесси Джеймс собрал новую банду из мелких воров и всякого сброда, жившего на окрестных холмах, т.к. его подельники были в могиле, либо за решёткой. В банду попали братья Форд и один из них впоследствии окажется тем, кто оборвёт жизнь Джесси Джеймса.

Сюжет фильма не надуманный, без всяких неожиданностей. Режиссёр просто хотел показать историю трёх героев. Получилось ли у актёров вжиться в роли своих персонажей? Возможно. Брэд Питт наделил своего персонажа Джесси Джеймса невероятной харизмой. Он показал, как должен был выглядеть знаменитый бандит. Бред Питт хорошо справился с ролью, но его переиграл Кейси Аффлек в роли Роберта Форда. Его Боб Форд получился скромным, но так же он не боится трудностей и вообще, парень он смекливый. Следует отметить, что роль Чарли Форда исполнил Сэм Рокуэлл.

Это был бы скучный фильм, если бы не заставлял задуматься над многими вещами. Например, настигает ли бандитов то, что они заслужили? Да, и неважно в какой форме. Эта история показывает, что зло порождает другое зло. А так же, что за чужой счёт нельзя добиться успеха.

Спокойный фильм со спокойным звуковым сопровождением. Хорошие костюмы того времени прекрасно вписываются в атмосферу фильма. В фильме множество диалогов, где герои то рассуждают о чем-то, то шутят. Так же в картине много закадрового голоса, который поясняет некоторые детали фильма. Многие сцены отсняты крупным планом. Природа несколько пустынная, безжизненная, создаёт ощущение обречённости.

Без сомнения, что фильм для тех, кто устал от “шумных” фильмов с большим количеством спецэффектов.

 

Евгений Нестеров

Русская военная форма (в 3 частях)

14.05.2014

Часть 3 — Русская военная форма

Из потомков Петра Великого больше всех обожал играть в солдатики непонятый и одинокий «русский Гамлет» Павел 1. При нем муштра в армии достигла небывалой строгости, все трепетали монаршего гнева. Тогда как при его матушке  Екатерине 2 офицеры были расслаблены, разбалованы любовью командования и высшие чины могли явиться на службу чуть ли не в шлафроке. Образцом  Павел считал прусскую армию императора Фридриха и одел своих воинов по прусской моде. На что Суворов заметил: « Русские пруссаков всегда бивали, что же тут перенимать».  Пехоту, артиллерию, конницу Павел одел в одинаковые, темно-зеленые мундиры, узкие жилеты , гамаши на пуговках и потребовал одинаковых причесок. Сзади была положена белая коса с черным бантом. Для белизны коса пудрилась мукой. Лаки для волос тогда еще не изобрели  и солдаты закрепляли прическу салом и квасом. Над ушами  царским повелением полагались букли. Их делали из пакли и пропитывали для крепости салом и квасом. К голове букли крепились проволочным обручем в косу , чтобы она лежала отвесно и ровно вплетали проволоку. Прическа занимала много времени и сил. Павел  был лют и не терпел беспорядка в форме.

Павловские офицеры  несовременные алебарды, копья – вот оно наследие мальтийцев и почему-то трости. Поскольку мундиры у всех чинов и родов войск были одинаковые, то различали их по разноцветным воротникам, обшлагам и лацканам. Запомнить цветовые отличия было не просто. В конце царствования Павел ввел на мундирах золотое шитье.

Надо сказать, что сходство армии с верховным главнокомандующим поощрялось. При Петре военные причесывались а ля царь и носили петровские усы.  При Павле в Павловский полк рядовых набирали курносых , невысоких мужчин с голубыми глазами. Семеновские полки состояли из рослых, русых и голубоглазых

Богатырей. Гусары были маленькими, черноглазыми , как Лермонтов. Непременно высокий рост должен был быть у кирасиров. Гренадеры же были поистине гренадерского роста.

Еще при Петре 1 из армии выделились привилегированные за храбрость полки. И гвардейская форма отличалась от общепринятой. К примеру, гусары-армейцы носили желтый и длинный доломан, а лейб-гвардии офицеры красный, короткий, нарядно украшенный многочисленными пуговицами, рядами шнуров и отделанный золотым галуном.

Павел дал постоянный статус лейб-гвардии Кавалергардскому полку, исполнявшему при Екатерине более декоративную, чем другую роль, дворцовой охраны. В честь гонимых мальтийцев, гроссмейстером ордена которых был Павел 1,  онодел кавалергардов в серебряные латы и шлемы., на рыцарский лад, что обошлось казне не дешево.

Сын Павла Александр 1 «плешивый щеголь, сын греха» по выражению Пушкина, был человеком нерешительным, уклончивым, не меньше отца любил мундирные игры, так что при нем с формой происходили едва ли не ежегодные перемены безо всякой логики и последовательности. Так продолжалось до 12 года. Потом дело продолжил Николай1, он же «Николай палкин».

С. Азархи

Русская военная форма (в 3 частях)

14.05.2014

Часть 2 — Русская военная форма

В 1698 году за пять лет до основания Петербурга, Петр 1 казнил русскую армию – бунтовщиков стрельцов. Расправившись с полками, служившими московским царям, Петр начал создавать новую  армию. И он создал вначале ее, а потом и военную столицу, взамен ненавидимой им Москвы, где провел полное опасностей детство. Первыми полками стали потешные      Преображенский и Семеновский. Новая русская армия формировалась в боях со шведами и многому училась у них, а так же у приглашенных военных специалистов, преимущественно немцев. К концу Северной войны русская армия почти не уступала европейским ни  навыками, ни  внешним  видом.

Петр 1 ввел  современную форму, в духе модного тогда костюма.

Пехота начала носить длинные зеленые кафтаны, а под ними красные камзолы – длинные жилеты, а также штаны до колен. Драгуны – то бишь конница щеголяли в синих кафтанах , в  камзолах и штанах из лосиной замши и в высоких сапогах-ботфортах. Артиллеристы и военные инженеры полностью одевались в красное. У всех были золотые пуговицы, короткие плащи-епанчи и шляпы треуголки. Только рослые гренадеры-бомбометатели, для удобства метания гранат носили на голове остроконечные матерчатые колпаки — потом их сменили на металлические.  Позже Петр вносил изменения в военный костюм, выделил офицерский состав. Но при этом прически военных не менялись – все насилии волосы до плеч и усы, как у самого царя.

Надо сказать, что при Петре дело с суконными мануфактурами обстояло не так чтобы очень, поэтому оттенки армейских камзолов и кафтанов: всех этих красных, синих и зеленых отличались большим разнообразием. Основные цвета формы продержались до конца 18 столетия.

Наследники Петра регулярно вносили реформы в костюм, формировали новые рода войск и в 50-е годы 18 века появились гусары со своей формой от которой были без ума барышни 18, 19 и даже начала 20-го века. « Поедем в Царское село/ Там улыбаются мещанки/Когда гусары после пьянки /Садятся в крепкое седло» — писал в начале 20-го века Осип Мандельштам.

В костюме гусар были элементы венгерского народного костюма, потому, что первые гусары происходили из  мест близких австро-венгерским владениям. Носили они ментик- куртку со множеством пуговиц,  отделанную мехом и горизонтальными  рядами шнуров на груди. Под ментик, который надевался в один рукав, а то полностью  откидывался за спину, надевали мундир-доломан. Штаны –чакчиры в виде узких рейтуз отделывались узором из шнура. К войне 12 года ментик и доломан укоротились до талии , белые чакчиры из лосиной замши плотно начали  облегать ноги. В таком костюме изображен Кипренским герой и поэт Денис Давыдов. У него небольшой животик и он стоит, выгнув по-дамски округлое бедро. Позже гусарский костюм приобрел скромность. Куртки удлинились, вместо лосин стали носить суконные в меру узкие штаны. Но все равно, гусарский костюм оставался очень секси. И с  этим связана одна истории.  Однажды в гости к  взрослым детям Льва Николаевича Толстого пришел молодой гусар. Русский классик, ставший к преклонным годам большим моралистом, не вынес вида гусарских бедер в скромнейших, по сравнению с давыдовскими,  чакчир, и  приказал гусару надеть кухаркин передник.

 

С. Азархи

Русская военная форма (в 3 частях)

14.05.2014

Часть 1 — Шинель красноармейца

Прежде чем начать историю о красноармейской шинели надо сказать несколько слов о военной форме последних дней русской империи. В этой форме при всей ее незатейливой скромности, по сравнению с формами прежних царствований, было что-то обаятельно ностальгическое, как в  поздних рассказах Бунина. Нечто, связанное с офицерской честью.

В 1913 году произошла последняя реформа обмундирования – экономика страны тогда позволяла такую роскошь. Были введены новые знаки отличия: шнуры, галуны, аксельбанты, погоны, клапаны, петлицы и был введен новый цвет хаки, он же защитный. Офицерские фуражки стали маленькими, с плоским козырьком.  Для  парадной формы кое-что позаимствовали из форм прошлых веков. Например, гвардейцы-гренадеры стали носить на правом плече аксельбант 18 века из золотого шнура с екатерининским вензелем.

Не брезговал военной формой и сам государь-император: носил френч и заправлял штаны в высокие офицерские сапоги.

Не успела закончиться реформа, как грянула 1-ая мировая война и о парадах, галунах. аксельбантах с  царским вензелем навсегда забыли. А потом наступил 17 год. Белые продолжали ходить в царской форме и красные тоже ее донашивали. Комиссары носили солдатские ботинки с обмотками и кожаные куртки. Откуда они их брали? Надо думать с реквизированных военных складов. К войне в русской армии появились новые рода войск – моторизованные. В их форму входили кожаные краги, шлемы и кожаные куртки. У самих большевиков на тот момент ничего своего не было и они, естественно, озаботились собственной формой. И вот свет увидели красноармейская  шинель и шлем а ля рюсс как у древних витязей, но не железный, а в суконном исполнении. Вначале его называли богатыркой, а потом буденовкой. История и шинелью и со шлемом загадочная. Кто говорит что они появились на волне патриотизма еще в 16-м году где-то в таинственных недрах  царских военных ведомств и большевики просто присвоили их. Но эта версия ничем не подтверждена. Официальные советские источники рассказывают, что в 1918 году временной комиссией по выработке военной формы был объявлен конкурс. И художники, плотно поработав в исторических музеях, представили  комиссии эскизы. В 19 году утвердили вариант шинели, рубахи и кожаных лаптей ( да-да именно лаптей). В конкурсе участвовали художники Васнецов, Кустодиев – он по всей вероятности и был автором шлема, но получил первую премию мало нам известный художник Аркадьевский.

Вначале шинель и рубаха имели на груди азиатские застежки, как на допетровских кафтанах, из назвали  «разговорами». Но вскоре отказались от этой  неэкономичной, театрально-декоративной детали и шинель красноармейца, в сущности, во всем, кроме знаков отличия ,походила на  солдатскую, старорежимную.. Шлем же полюбился и носили его довольно долго.

Поучительно в этой истории следующее. С первых дней советской власти был  окончательно утвержден посыл смотреть не вперед, в будущее, а назад, в историческое прошлое. Обращаться при любых сложных обстоятельствах к традиции,   к национальным корням и авторитету предков. Началось это при Александре3, при  Николае 2 и большевикам продолжилось. Потом эстафету подхватил Сталин, не столько придумавший, сколько утвердивший соцреализм «национальный по форме и социалистический по содержанию».  В колесо сансары мы вступили еще до 17 года. Эта консервативная  настройка сознания очень мешает прогрессу, культуре, экономике и успехам страны в целом.

С. Азархи

«Призрак»

05.05.2014

“Призрак” – это писатель, которого нанимают для написания мемуаров. Клиенты порой даже не знают имён своих “призраков”. “Призраков не приглашают на презентации, мы смущаем своим присутствием как любовницы жениха на свадьбе”. Об одном таком писателе идёт речь в фильме “Призрак”. Молодой писатель (Юэн Макгрегор) получает предложение по написанию мемуаров Адама Ланга (Пирс Броснан) – бывшего премьер-министра Великобритании. Но герой вскоре узнаёт о том, что его предшественник погиб при загадочных обстоятельствах, а клиент вообще замешан в политическом скандале.

Задача фильма заключается в том, чтобы показать политические игры, а так же людей, которые бывают втянуты в них не по своей воле. Актёрский состав подобран очень хорошо: Юэн в роли немного скромного и педантичного писателя, а так же Пирс, играющий роль жёсткого, харизматичного политика. Они очень хорошо показали своих героев. Персонажи, в свою очередь, помещены в мрачную атмосферу Новой Англии. Сюжет непредсказуем, полон загадок и в нём много неожиданных поворотов. Соединив всё в одно целое, режиссёр Роман Полански получил превосходный политический триллер.

Фильм рассчитан на аудиторию, для которой будут интересны английские детективы, а так же для тех, кому интересны фильмы о политических заговорах.

Евгений Нестеров