Русская военная форма (в 3 частях)

Часть 1 — Шинель красноармейца

Прежде чем начать историю о красноармейской шинели надо сказать несколько слов о военной форме последних дней русской империи. В этой форме при всей ее незатейливой скромности, по сравнению с формами прежних царствований, было что-то обаятельно ностальгическое, как в  поздних рассказах Бунина. Нечто, связанное с офицерской честью.

В 1913 году произошла последняя реформа обмундирования – экономика страны тогда позволяла такую роскошь. Были введены новые знаки отличия: шнуры, галуны, аксельбанты, погоны, клапаны, петлицы и был введен новый цвет хаки, он же защитный. Офицерские фуражки стали маленькими, с плоским козырьком.  Для  парадной формы кое-что позаимствовали из форм прошлых веков. Например, гвардейцы-гренадеры стали носить на правом плече аксельбант 18 века из золотого шнура с екатерининским вензелем.

Не брезговал военной формой и сам государь-император: носил френч и заправлял штаны в высокие офицерские сапоги.

Не успела закончиться реформа, как грянула 1-ая мировая война и о парадах, галунах. аксельбантах с  царским вензелем навсегда забыли. А потом наступил 17 год. Белые продолжали ходить в царской форме и красные тоже ее донашивали. Комиссары носили солдатские ботинки с обмотками и кожаные куртки. Откуда они их брали? Надо думать с реквизированных военных складов. К войне в русской армии появились новые рода войск – моторизованные. В их форму входили кожаные краги, шлемы и кожаные куртки. У самих большевиков на тот момент ничего своего не было и они, естественно, озаботились собственной формой. И вот свет увидели красноармейская  шинель и шлем а ля рюсс как у древних витязей, но не железный, а в суконном исполнении. Вначале его называли богатыркой, а потом буденовкой. История и шинелью и со шлемом загадочная. Кто говорит что они появились на волне патриотизма еще в 16-м году где-то в таинственных недрах  царских военных ведомств и большевики просто присвоили их. Но эта версия ничем не подтверждена. Официальные советские источники рассказывают, что в 1918 году временной комиссией по выработке военной формы был объявлен конкурс. И художники, плотно поработав в исторических музеях, представили  комиссии эскизы. В 19 году утвердили вариант шинели, рубахи и кожаных лаптей ( да-да именно лаптей). В конкурсе участвовали художники Васнецов, Кустодиев – он по всей вероятности и был автором шлема, но получил первую премию мало нам известный художник Аркадьевский.

Вначале шинель и рубаха имели на груди азиатские застежки, как на допетровских кафтанах, из назвали  «разговорами». Но вскоре отказались от этой  неэкономичной, театрально-декоративной детали и шинель красноармейца, в сущности, во всем, кроме знаков отличия ,походила на  солдатскую, старорежимную.. Шлем же полюбился и носили его довольно долго.

Поучительно в этой истории следующее. С первых дней советской власти был  окончательно утвержден посыл смотреть не вперед, в будущее, а назад, в историческое прошлое. Обращаться при любых сложных обстоятельствах к традиции,   к национальным корням и авторитету предков. Началось это при Александре3, при  Николае 2 и большевикам продолжилось. Потом эстафету подхватил Сталин, не столько придумавший, сколько утвердивший соцреализм «национальный по форме и социалистический по содержанию».  В колесо сансары мы вступили еще до 17 года. Эта консервативная  настройка сознания очень мешает прогрессу, культуре, экономике и успехам страны в целом.

С. Азархи

Добавить комментарий